Об имущественном налоге и налоговой базе

Налоговый кодекс РФ возлагает на организации - собственников недвижимого имущества обязанность по уплате имущественного налога.

Особенностью вышеуказанного имущественного налога является порядок определения налоговой базы в отношении недвижимого имущества. По общему правилу налоговая база определяется как среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Однако с 01 января 2014 года в отношении административно-деловых центров, торговых центров, а также нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (далее – объекты коммерческого назначения), налоговая база определяется как кадастровая стоимость таких недвижимых объектов (ст. 378.2 НК РФ).

Кроме того, налогооблагаемая база в отношении вышеуказанных объектов, но принадлежащих физическим лицам, также определяется исходя из кадастровой стоимости этих объектов (ч. 3 ст. 402 НК РФ).

Данные особенности определения налоговой базы часто порождает конфликт между налогоплательщиком и органами, реализующими полномочия по управлению государственной собственностью и формирующими перечни объектов коммерческого назначения, поскольку определение налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества менее обременительно для налогоплательщика. Связано это с тем, что среднегодовая стоимость исчисляется исходя из данных бухгалтерского учета налогоплательщика, а кадастровая стоимость устанавливается государством и зачастую является выше среднегодовой.

Кроме того, в формируемые перечни часто попадают объекты недвижимости, которые фактически не являются объектами коммерческого назначения. На признание объекта недвижимости коммерческим влияют такие факторы, как расположение этого объекта на земельном участке, предназначенном для размещения объектов коммерческого назначения, а также формальное (по сведениям технического учета) и фактическое использование недвижимости для коммерческой деятельности общей площадью не менее 20% от общей площади этой недвижимости (ч. 3 ст. 378.2 НК РФ).

Также на признание недвижимости объектом коммерческого назначения влияет и региональное законодательство, поскольку налог на имущество организаций является региональным. Например, в Томской области на признание объекта недвижимости коммерческим влияет не только вышеуказанные признаки, но и общая площадь этой недвижимости (в 2018 г. «проходным показателем» является общая площадь свыше 500 м2; в 2019 г. – свыше 250 м2; в 2020 г. и последующие годы – свыше 100 м2;).

Преимущественно, суды по спорам о признании недействительными перечней объектов коммерческого назначения встают на сторону налогоплательщика. Основная причина - ошибочное определение Уполномоченным органом вида фактического использования в отношении отдельного здания (строения, сооружения) или помещения, а также не полная проверка вышеуказанных объектов по причине их большого количества.

В заключение стоит отметить, что в 2020 г. в ряде регионов, где на признание объекта недвижимости коммерческим влияет площадь этой недвижимости и где предусмотрено постепенное снижения проходного критерия к площади недвижимости прогнозируется увеличение количества объектов недвижимости, которые должны быть включены в перечни для налогообложения по имущественному налогу, а значит и количество судебных споров по применению статьи 378.2 НК РФ также, вероятнее всего, постепенно будет увеличиваться.

Назад