Почему автовладельцам пострадавшим в ДТП выплаченных страховщиками по ОСАГО денег не хватает на ремонт

Меня всегда интересовала тема страховых выплат владельцам поврежденных в ДТП автомобилей в рамках договоров ОСАГО. Все началось еще в 2011 году. Я заканчивал обучение на юридическом факультете Алтайского государственного университета по специализации гражданское право. Однако уже работал помощником юриста и выполняя очередное поручение оказался участником ДТП. Поскольку ПДД не нарушал виновником был признан второй участник. Обратившись в СК виновника поскольку тогда еще не было закреплено право на обращение по прямому возмещению убытков. После рассмотрения страховой компанией представленных документов получил страховую выплату размер которой был в 2 раза меньше суммы требующейся на ремонт моего поврежденного автомобиля. В итоге мной было инициировано обращение в суд с иском к СК, проведена судебная автотехническая экспертиза и суд взыскал в мою пользу с ответчика достаточную для ремонта сумму.

            С каждым годом автомобилей на дорогах становится не меньше, а напротив все больше. Пропускная способность улиц и проспектов больших городов мегаполисов практически не увеличивается. Наоборот с учетом роста количества автомобилей становится меньше. О провинциях располагающихся на периферии страны говорить  вообще не приходится. В таких городках с небольшим количеством  населения улицы не всегда убирают от снега в зимний период.  С учетом этих и многих других факторов риск оказаться в ДТП  только растет и даже не нарушая ПДД этот риск все равно остается. Ведь правила дорожного движения знают увы не все. Кроме того их еще и нужно соблюдать с чем тоже у многих водителей не всегда все в порядке.

            С 2011 года ФЗ от 25.04.2002г.№ 40 «Об обязательном «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» претерпел немало изменений. Напомним, изменение законодательства об ОСАГО произошло в июле 2014 года. Согласно этому же документу, изменения закона об ОСАГО 2015 вступают в силу следующими этапами: изменения были очень принципиальны, они существенно изменили всю систему страхования ОСАГО.  За выплатой по страховому полису обращаться стало возможным в свою страховую компанию. Увеличен был максимальный размер выплат по европротоколу. Теперь по этой схеме стало можно получить выплату в размере до 50 000 рублей. Раньше максимальный размер выплат был ограничен 25 000 рублей.

            Одним из наиболее принципиальных нововведений стало то обстоятельство, что пострадавший автомобилист теперь мог выбрать одну из двух форм возмещения по страховому полису:1.Денежную выплату; 2.Оплату ремонта в СТОА.

            Не заставил себя ждать и Верховный суд РФ. После таких серьезных преобразований в ФЗ «Об ОСАГО» у судов стало возникать много вопросов относительно измененных положений закона. С целью разъяснения возникающих вопросов и единообразия судебной практики Верховным судом было вынесено Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.01.2015г. К стати с этого момента было узаконено что к страховым отношениям следует применять требования положений ФЗ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 и суды в пользу потерпевших кроме недоплаченных страховых выплат  стали взыскивать 50% штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителей.

            Еще одним очень важным нововведением стало то что 19.09.2014г. Центральный Банк РФ принял «Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" № 432-П которое лишило пострадавших автовладельцев взыскать стоимость восстановительного ремонта более чем сумма рассчитанная с учетом требований указанного положения. Но дело в том, что рынок сбыта запасных частей на новые и подержанный авто отечественного и зарубежного производства работают без учета требований Положения Центробанка России и запасные части на поврежденные автомобили стало невозможно приобрести по ценам утвержденным Центробанком России. Людям попросту стало не хватать выплаченных страховщиками денег для ремонта автомобилей не на СТОА, которые предлагались для ремонта страховщиками а по своему усмотрению. Конечно же СТОА страховщиков, да и то не всегда укладывались в рассчитанные суммы, но качество ремонта от этого страдало потому как зачастую использовались запасные части неоригинального производства. Например дилерские СТОА выкатывают ценники стоимость по которым почти в два раза превышает страховую выплату. Конечно выход есть, и гражданский кодекс предполагает право потерпевшего взыскать недостающую часть денег непосредственно с причинителя вреда (виновника ДТП) но это значительно дольше нежили бы полную выплату осуществил страховщик и потерпевшим зачастую выкладывают из собственного кармана собственные кровно заработанные.

            Замена денег ремонтом на СТО – это пожалуй самое ожидаемое изменение в закон об ОСАГО, которое полностью переписало заново весь порядок взаимодействия автомобилистов со страховыми компаниями. С лета 2017 года автовладельцы потеряли право выбора деньги или ремонт на СТОА страховщика. Получить деньги потерпевший теперь может только в исключительных случаях круг которых сводится к минимуму. О том, подходит ли конкретно Ваш случай к возможности получить в качестве страховой выплаты деньги, а не ремонт необходимо делать вывод детально исследовав все обстоятельства ДТП и условия. Конечно есть возможность при должной подготовки, наличии специальных познаний в данной области добиться ремонта у официального дилера, либо на ином СТОА, работающим в официальном режиме, но страховщик все равно выплатит лишь фиксированную сумму. Остатки придется доплачивать самим. Но и в этом случае есть выход. Согласно гражданского законодательства данные траты являются убытками. Убытки в свою очередь делятся на прямой ущерб и упущенную выгоду. Говоря простым языком прямым ущербом является те расходы, которые лицо, чье право нарушено, вынуждено понести для восстановления этого права. Упущенной же выгодой являются те доходы которые лицо, чье право нарушено, получило бы при нормальных условиях деятельности. Так вот прямой ущерб подлежит возмещению в полном объеме. Таким образом при наличии доказательств понесенных потерпевшим расходов (квитанции, чеки, акты выполненных работ) можно смело обращаться в суд с исковым заявлением о взыскании разницы в страховой выплате и реальными расходами на восстановление транспортного средства. Кроме того, есть возможность и восстановить свои права в случае некачественного ремонта на СТОА. Конечно тут тоже есть ряд нюансов и особенностей, но в первую очередь нужно грамотно отразить видимые несоответствия в акте приемке автомобиля после ремонта.

            Описанные выше ситуации всего лишь обзор наиболее частых базовых ситуаций, которые не подходят для решения проблем абсолютно во всех случаях. Поэтому, прежде чем делать выводы относительно положительного результата какого-то спора нужно досконально и всесторонне исследовать все фактические обстоятельства с учетом требований действующего законодательства.

            В нашей компании «Контора Гитерман «GITTER MANN» работают юристы имеющие многолетний уникальный опыт судебной работы. Мы грамотно проведем правовой анализ именно Вашей ситуации, сделаем все возможное для получения положительного для Вас результата.  Всегда нужно помнить, что автомобиль- источник повышенной опасности. Приобретая автомобиль- Вы автоматически приобретаете риск ответственности за его использования. Удачных и безопасных Вам дорог.

Ведущий юрист Барнаульского офиса ООО Контора Гитерман 

Сарычев Игорь Александрович

Назад