Поправки в Конституцию РФ 2020 года

11 марта 2020 года парламент утвердил текст поправок, которые должны быть внесены в Конституцию РФ. Но для окончательного внесения в конституцию этих поправок назначено всенародное голосование. Дата голосования назначена на 1 июля 2020 года.
И что интересно проголосовать можно будет за целый пакет поправок или против него целиком. Нельзя будет выбрать отдельные поправки «За» или «Против». Либо вы за весь пакет, либо целиком против. Ещё надо отметить, что поправки изложены более чем на 60 листах. В этом тексте обычный человек точно не разберётся. И не поймёт, что же там меняется по сути. Что хорошо, а что плохо в этих поправках. И это очень известный приём, который применяется для того, чтобы в толпе многих полезных вещей смогли просочиться и пролезть в основной закон нужные кому-то нормы. Люди сразу обратят внимание на полезные, простые и нужные нормы, а завуалированные хитрости, конечно же, пропустят. Мы попробуем внести ясность.

Все основные изменения можно разбить условно на пять групп, касающиеся президента, социального блока, конституционного суда, Госсовета и идеологии страны.
Итак, что касается должности президента.
Согласно действующей конституции в настоящее нельзя быть избранным на должность президента более двух раз подряд, т.е. если один раз пропущен, то в следующий раз можно снова претендовать быть избранным. Согласно тексту поправок слово «подряд» убирается. А это значит, что теперь человек просто не может быть избранным на должность президента более двух раз подряд или не подряд неважно. И вроде бы всё честно, но при этом сроки обнуляются со вступлением в силу данных поправок. А это значит, что действующий президент может снова претендовать быть избранным на предстоящих выборах. Такая вот хитрая поправка.
Также вводится такая должность как пожизненный сенатор, который не предусмотрен настоящей Конституцией. Президент, который сложил свои полномочия, становится пожизненным сенатором. Что это значит и какие у него будет видно позже.

Вторая группа изменений касается идеологии страны.
На уровень Конституции выносится правопреемство РФ после СССР. На самом деле внесение этой нормы именно в Конституцию решает много правовых проблем. А точнее стирает «проколы», которые допущены при издании новых законов. Этот вопрос давно требовал урегулирования. После СССР осталось много решений, постановлений и законов, которые потихоньку плавно перетекли в современную жизнь и законы, но без достаточных правовых оснований.
Теперь этот вопрос попытались решить. Далее на уровень основного закона (Конституции) вводится такое понятие, как «передача идеалов предков и веры в бога». А также устанавливается русский язык как основной язык государствообразующего народа. Но, если с русским языком всё понятно, то с идеалами предков всё очень непонятно. У нас как у юристов возникает вопрос. О каких идеалах предков идёт речь? И о каких предках, и насколько давно живших идёт речь в Конституции? На наш взгляд настолько пространные понятия, которые внесены в основной закон, дают почву для толкования Конституции как заблагорассудится. Например, предки славян поклонялись природе. Потом появились другие вероучения: православная, католическая, протестантская, которые говорили об одном боге по-разному. О каких именно идеалах предков идёт речь? Также есть такой идеал предков, как «идеал доброго царя». Да, и достаточно у предков было чуждых для нас идеалов. На наш взгляд очевидно, что здесь заложена почва для возможности в будущем ущемление прав и свобод вероисповедания и свободы совести. Это сугубо наше мнение как юристов, т.к. каждый закон не должен противоречить Конституции. Теперь в данной сфере норма в Конституции заложена для издания практически любого закона, который как-то связан с идеалами предков и верой в бога. Конечно, почитаем ещё конечный текст Конституции.
Также на уровень основного закона планируется вывести запрет на умаление подвига народа при защите своего отечества. Конечно, речь идёт о победе в Великой отечественной войне, и о спекуляциях и злоупотреблениях вокруг этой темы. И это является попыткой пресечь злоупотребления и искажения исторических фактов. Самосознание и осознание силы собственного народа является очень мощным мотивирующие фактором. Также в поправках содержится запрет на призыв отчуждения территорий страны.
Другими словами, основная масса поправок привлекает внимание и несёт позитивный характер, формирует положительное впечатление и сильно побуждает принять эти все поправки всем пакетом. Но среди них то и дело встречаются какие-то странные нормы, которые у юристов вызывают массу вопросов и предполагают неопределённые последствия. Но голосовать придётся за весь пакет сразу. И поэтому для этого в этих поправках содержаться яркие и привлекательные нормы, как о языке, суверенитете, защите отечества и т.д.
Кто же проголосует против охраны памяти победы или признания русского языка основным, или против запрета продажи российской земли? Хотя нужно признать, что внесение подобных норм в Конституцию нет никакой необходимости. Все они закреплены в других законах и даже в уголовном кодексе.

В блоке социальных поправок затрагивают две темы, которые не оставят равнодушным никого — это пенсии и размер МРОТ.
Планируется закрепить размер МРОТ не ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. А пенсии индексировать не реже, чем один раз в год. Ну, кто проголосует против такого? Хотя ранее данные нормы были на усмотрение законодателя и правительства.

Следующая группа поправок касаются Госсовета.
Предлагается определить Госсовет как орган, который формируется непосредственно президентом, но только наделить очень серьёзными полномочиями. То есть, президент собирает свой совет, который определяет направление внешней и внутренней политики, направление развития страны, фактически определяет почти всё в стране. Оно и сейчас так, но только сейчас Госсовет не обладает конституционными правами, т.е. президент советуется, но решение и ответственность на нём. Теперь же Госсовет будет обладать конституционным правом и, соответственно, ответственностью. Если сейчас закреплённых полномочий нет, президент советуется, сам решает и несёт ответственность, то после внесения поправок для вынесения решения будет требоваться подпись того государственного совета. А это будет обозначать разделение ответственности, т.е. теперь есть орган, на который всегда можно свернуть, если какое-то решение не удалось. Очень инертное решение для тех кто понимает.

Ну, и последняя важная группа изменений — это изменения, которые касаются конституционного суда.
Планируется сократить его численность с 19 до 11 судей. Насколько это хорошо или плохо время покажет. На наш взгляд группа людей, которая решает насколько тот или иной закон соответствует Конституции, должна содержать достаточное количество специалистов. Это не должны делать пять человек. Но с другой стороны, очень большое количество в совете приводит к тому, что обсуждение настолько затягивается, что делает вопросы нерешенными.
Также планируется внести изменения относительно председателя конституционного суда. Его будет назначать Совет Федерации, а кандидатуру будет представлять президент. И это может быть судья не из состава конституционного суда. Такая себе возможность ставить на должность необходимых людей.

В общем поправки изложены более чем на 60 страницах. Там очень много разных мелких дополнений, в которых очень тяжело разобраться. Основное мы изложили. Поэтому 1 июля можно прийти и проголосовать либо за весь пакет, либо против всего пакета поправок в Конституцию РФ.

Назад