Право потерпевшего взыскать с виновника ДТП сумму ущерба без учета износа в полном объеме


г. Новосибирск, ул. Крылова, 36, офис 607

(смотреть адрес на сайте Яндекс. Карты)


Список услуг юриста / Стоимость юридических услуг / Образцы заявлений

  


Заполни завку на консультацию и получи скидку на юридические услуги 10 %


          К сожалению, многие автолюбители сталкивались с ситуацией, когда в результате ДТП страховая компания возмещает ущерб собственнику пострадавшего в ДТП транспортного средства рассчитывая сумму ущерба с учетом износа деталей транспортного средства, в то время как найти детали б/у не представляется возможном, а стоимость новых деталей завышена. 

          В отчетах об оценке стоимости восстановительного ремонта транспортного средства вы можете увидеть две суммы ущерба, первая это сумма с учетом износа, она существенно ниже второй суммы ущерба которая рассчитывается и указывается без учета износа деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

          Размер выплаты лицу, пострадавшему в ДТП страховые компании занижают до 50% от суммы реального размера ущерба, который согласно Гражданского кодекса РФ подлежит выплате пострадавшему лицу, в связи с тем, что Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусмотрено, что страховая компания производит расчет ущерба, причинённого транспортному средству с учетом износа деталей, узлов и агрегатов.

          Согласно норм материального права вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме.

          Таким образом, потерпевший имеет право на компенсацию причинённого ущерба транспортного средства в полном объеме, т.е. без учета износа деталей, узлов и агрегатов автомобиля.

Но что же делать пострадавшему в ситуации, когда страховая компания произвела выплату с учетом износа, а взыскать разницу между суммой ущерба без учета износа и суммой ущерба с учетом износа, со страховой компании не представляется возможным.

Выход из данной ситуации остается только один, обратиться в суд с исковым заявлением к причинителю вреда.

           Право на взыскание с виновника ДТП стоимости ремонта транспортного средства без учета износа подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 10.03.2017 N 6-П.

По конституционно-правовому смыслу в системе мер защиты права собственности, основанной на требованиях ст. ст. 7 (ч. 1), 17 (ч.ч. 1 и 3), 19 (ч.ч. 1 и 2), 35 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 52 Конституции РФ и вытекающих из них гарантий полного возмещения потерпевшему вреда, - не предполагают, что правила, предназначенные исключительно для целей обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, распространяются и на деликтные отношения, урегулированные указанными законоположениями.

Иное означало бы, что потерпевший лишался бы возможности возмещения вреда в полном объеме с непосредственного причинителя в случае выплаты в пределах страховой суммы страхового возмещения, для целей которой размер стоимости восстановительного ремонта, поврежденного ТС определен на основании Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного ТС с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов. Это приводило бы к несоразмерному ограничению права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного источником повышенной опасности, к нарушению конституционных гарантий права собственности и права на судебную защиту. При этом потерпевшие, которым имущественный вред причинен лицом, чья ответственность застрахована в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС, ставились бы в худшее положение не только по сравнению с теми потерпевшими, которым имущественный вред причинен лицом, не исполнившим обязанность по страхованию риска своей гражданской ответственности, но и вследствие самого введения в правовое регулирование института страхования гражданской ответственности владельцев ТС - в отличие от периода, когда вред во всех случаях его причинения источником повышенной опасности подлежал возмещению по правилам гл. 59 ГК РФ, т.е. в полном объеме.

Вместе с тем Федеральный закон об ОСАГО, как специальный нормативный правовой акт, не исключает распространение на отношения между потерпевшим и лицом, причинившим вред, общих норм Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах из причинения вреда. Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования. В противном случае - вопреки направленности правового регулирования деликтных обязательств - ограничивалось бы право граждан на возмещение вреда, причиненного им при использовании иными лицами транспортных средств.

Между тем замена поврежденных деталей, узлов и агрегатов - если она необходима для восстановления эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства, в том числе с учетом требований безопасности дорожного движения, - в большинстве случае сводится к их замене на новые детали, узлы и агрегаты. Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях - притом, что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, - неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е. необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С учетом сложившейся судебной практики и норм материального и процессуального права пострадавшая сторона в ДТП имеет право дополнительно взыскать через суд с виновника ДТП денежные средства в размере разницы между суммой ущерба транспортного средства с учётом износа (как правило указанная сумма совпадает с размером выплаты осуществленным страховой компанией) и суммой ущерба без учета износа деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

 

Автор статьи- юрист Конторы Гитерман

Балушкин Виктор.

 

Назад